Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка

Подготовила: воспитатель

                                                                                                                    МБДОУ д/с №1

                                                                                                                    Прокудина С. А.

 

 

 

           Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

          Это важно и при своевременном речевом развитии, особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.   Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

           Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

          Уже в первые месяцы младенец оживляется, кода видит мать или близкого ему человека, яркую игрушку, выражая свою радость движениями ручек и ножек, а также гулением («воркованием»).  В 3-4 месяца у малыша возникает потребность в общении со взрослым. Он ищет его взглядом, улыбается, произносит звуки. К 6-и месячному возрасту, ребенок начинает произносить слоги – лепечет,  а к 10 месяцам — повторять не только отдельные слоги, но и простые слова из отдельных слогов.

          Малышу необходимо давать вволю пощупать, потрогать, постучать, понюхать, посмотреть, попробовать на «вкус».

         Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира.

          В результате к году ребенок накопит пассивный словарь, — слова, которые он не может еще говорить сам, но понимает, когда их  произносят окружающие. Поэтому задача взрослых – как можно больше говорить, озвучивая и называя маленькому человеку предметы, которые находятся вокруг него, и происходящие действия.

          Когда малыш накопит богатые впечатления и соответственно собственный словарь, тогда и придет долгожданный момент – ребенок «вдруг» заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения. Конечно же, потребуются разные игрушки, пособия, книжки. Но и хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша могут быть также игры с пальчиками.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы:
I группа. Упражнения для кистей рук.

— развивают подражательную способность;

— учат напрягать и расслаблять мышцы;

— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

— учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические.

— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические.

— развивают точную координацию движений;

— учат сгибать и разгибать пальцы рук;

— учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

— Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

— Игровые задания должны постепенно усложняться.

— Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

— Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.

— Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

— самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

— игры с пальчиками с речевым сопровождением;

— пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

— графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

— предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

— игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

— кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

— игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

— самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

— игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:

Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:

  • «Массаж подушечек пальцев рук»
  • «Массаж фаланг пальцев»
  • «Массаж прижимающий»
  • «Упражнение с мячом-ёжиком»
  • «Упражнение с прищепками»
  • «Самомассаж горохом»
  • «Горох и фасоль»
  • «Колечки»
  • «Гладь мои ладошки, ёж»

Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:

  • «Цепочки»
  • «Поочерёдное соединение всех пальцев»
  • «Ножки»
  • «Соединение одноимённых пальцев»
  • «Пианист»
  • «Пальчики кивают»
  • «Горошки»
  • «Упражнение с пробками»
  • «Упражнение со счётными палочками»
  • «Пальцеход»
  • «Колодец»

Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:

  • «Ладонь – кулак»
  • «Поочерёдное соединение всех пальцев»
  • «Ножки»

Упражнения с различными предметам (требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе):

  • «Упражнение с мячом-ёжиком»
  • «Упражнение с прищепками»
  • «Упражнение с эспандерами»
  • «Упражнение со стопором»
  • «Упражнение с пробками»
  • «Узловка»
  • «Упражнение с чётками»
  • «Упражнение с бусами»
  • «Упражнение со счётными палочками»
  • «Пальцеход»
  • «Комканье платка»
  • «Колодец»
  • «Горох и фасоль»
  • «Все узлы переберу»
  • «Мне дала синичка хрупкое яичко»
  • «Волшебные орешки»
  • «Будь сильней моя рука»

Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.

         Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они  являются  очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

          Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

          Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

          Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры для малышей необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

         Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

          Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

          Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

          Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.

          Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

          Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим ра­ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.