Конспект НОД для старших дошкольников «Сочиняем народную сказку»

pdf Презентация к НОД Сочиняем народную сказку


 

Задачи:

  1. Учить детей сочинять сказки на заданную тему.
  2. Развивать монологическую речь.
  3. Обогащать словарь образными выражениями, народными пословицами и поговорками.
  4. Упражнять в подборе слов – антонимов.
  5. Совершенствовать чувство ритма, общую  координацию движений.
  6. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Оборудование: письмо в конверте от Бабы Яги, презентация по мотивам русских народных сказок, бумажные следы птиц и зверей,  мнемотаблицы к сказкам, костюм Бабы Яги.

Ход:

Воспитатель:  Ребята, вы любите сказки? (Да).

– В некотором царстве, в некотором государстве жил да был… А кто же там  может жить? (Ответы детей).

– Где же это сказочное царство, где же это небывалое государство? Может быть, его можно отыскать в нашем детском саду? Давайте попробуем это сделать! А дорогу в сказочное царство нам укажут волшебные следы. Вот и первый след. Куда он указывает, там и находится царство-государство. Ну, что ж, в путь! (По следам дети доходят до музыкального зала, видят и угадывают, чьи следы (нога человека, след утюга, птицы, лап животных)).

– Ой, ребята, да мы уже у самых ворот волшебного царства-государства. (Раздаются голоса птиц, дверь в комнату сказок открывается.)

– Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои.

– Ребята, посмотрите, сколько в сказочном лесу тропинок! Как вы думаете, кто из сказочных героев пробегал по ним? (Ответы)

(упражнения на развитие дыхания и мимику)

  1. «Зайчик» – (Зайчик фырчит, из-за кустика глядит)

– Поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

На звуке (Ф) – тихий, резкий выдох.

  1. «Мишка – ревун» – (Мишка ревёт, ребяток зовёт)

– Оттянуть вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы. Выдох на звуке (Ы)         нижней диафрагмой.

  1. «Лисичка улыбается» – (Лисичка улыбается, ротик открывается)

–  Одновременно поднять вверх оба уголка рта.

Длинный, высокий, протяжный звук (И).

  1. «Сердитая собака» – (Сердитая собачка сидит на цепи,

не лает, не кусает, а только рычит)

–  Покусать сначала верхними зубами нижнюю губу,

Затем нижними зубами верхнюю губу. Выдох сильный, резкий

на звуке (В).

  1. «Петушок» – (Петя- петушок, сел на шесток,

разинул роток: О-О-О-О-…….)кукарекают на (О).

– Открыть рот овалом на звуке (О) в высоком регистре пропеть на одном дыхании.

Воспитатель: Вот мы и в сказочном царстве .Ой, письмо кто-то потерял, а адресовано оно нам, дети. Прочтём?

Мальчишки и девчонки, ах-ха-ха!

 Как же жизнь моя плоха.

 Мочи нет одной мне жить.

 С вами я хочу дружить.

Надоело мне летать

 В этой старой ступе,

 Мне б избушку побелить,

 Как весна наступит.

На сто лет я сказок знаю,

 Я сама их сочиняю.

 Я расстанусь с помелом,

 Ступу сдам в металлолом.

Я хочу хорошей быть

 И карету заслужить.

 Помогите! Помогите!

 Сказку, сказку сочините!

Чтоб была я в ней не злая, а добрая!

(Появляется Баба Яга)

 Баба Яга: Ну что, ребята, все собрались? Все меня узнали? Ну-ка, кто я? Правильно, Баба Яга. А вы кого ждали? Василису Прекрасную?  Не пущу вас дальше, заколдую – заморочу, коль не ответите мне!

– Какие волшебные предметы есть в русских народных сказках? (Волшебная палочка, гребень, топор, шапка – невидимка, дубинка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы , чудо-меленка, волшебное кольцо)

– На чём передвигаются сказочные герои? (Гуси-лебеди, ступа, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт и т. д.)

– Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? (Был там пир на весь мир. Я на том пиру был, мёд и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. И жили они долго и счастливо. Сыграли они свадебку.)

– А в  каких  сказках живу я, Баба Яга? Отвечайте: да или нет! («Василиса Прекрасная», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Теремок», «Финист – ясный сокол», « Жихарка», «Заюшкина избушка», «Иван Царевич и серый волк», «Аленький цветочек», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)

 Баба Яга: И зачем вы детей мной пугаете?

                   Ведь вы меня совсем не знаете.

                   Я очень добрая, и я красивая,

                   Но только очень-очень несчастливая!

                   Как я устала быть злой старушкой!

Воспитатель: Ты устала быть злой старушкой? Надоело жить в избушке? А, так это ты Баба Яга, ты присылала детям письмо?

Баба Яга: Присылала! Присылала! Интересно,  смогут ли они выполнить мою просьбу или нет. Мечта у меня есть заветная: стать доброй, воспитанной и образованной.

Воспитатель: Так в этом тебе  обязательно помогут наши ребята! Поможем Бабе Яге? Придумаем про неё новую сказку?  Ведь доброму слову – добрый ответ. Начнём твоё перевоспитание с веселой зарядки! Давайте сделаем «Звериную зарядку» :

– Раз – присядка,                           – дети приседают.

– Два – прыжок.                            – подпрыгивают.

Это заячья зарядка.                       – кладут ладошки на голову – «ушки на макушке»

А лисички, как проснутся,            – кулачками трут глаза

Сразу любят потянуться,              – потягиваются, отводят руки назад

Обязательно зевнуть,                    – зевают, прикрывая рот ладонью

Ну и хвостиком вильнуть.            – двигают бёдрами из стороны в сторону

Ну, а мишка-косолапый,               – слегка сгибают руки в локтях

Широко расставив лапы                – ставят ноги на ширину плеч

То одну, то обе вместе –                – переступают с ноги на ногу

Долго топчется на месте.               – раскачивают туловищем

А наш Петя-петушок                      – ставят руки на пояс

Подняв красный гребешок,            – поднимают голову вверх

Важно по двору шагает,                 – шагают, высоко поднимая колени.

Свою песню распевает.

(Восстановление дыхания)

Воспитатель:  А теперь вдохнули через нос, плечи не поднимать. На выдохе пропели: «Ку-ка-ре-ку!» (Выполняется 2 раза).

 Педагог напоминает, что у сказки есть начало, середина, где происходит появление нового героя, диалог, случается что-то необычное и конец. Обращает внимание детей на мнемотаблицы с изображениями сказочных предметов, героев.

Воспитатель:  Я начну, а вы продолжите.  В некотором царстве, в другом государстве, в дремучем лесу жила Баба Яга.  И зверь, и птица  лесные обходили  её старую замшелую избушку на курьих ножках стороной. Злая и страшная Баба Яга не любила всё живое и красивое. Но вот однажды в дверь избушки постучали. Это был (а)  …(варианты ответов детей о новом герое). -Что ты тут делаешь, одна-одинёшенька? – спросил (а)…….(варианты ответов детей), почему ты такая сердитая?……  -Я подарю тебе…… (варианты ответов детей),  эта вещь волшебная, и ты сможешь…..Обрадовалась Баба Яга, никто никогда ей  доброго слова не сказал, а тут дар сказочный! Спасибо, гость дорогой, – и тут случилось чудо……….  А Баба Яга стала……..  Вот и сказочке конец, а кто ………

Воспитатель: Как же все изменилось в новой сказке!

(игра «Слова наоборот»)

-Баба Яга была злая, а стала ……добрая.

-Её платье было грязным, а стало наоборот……чистым.

– Была глупой, а стала……..умной.

-Ночью темно, а днём…….светло.

-Зимой холодно, а летом….. тепло.

-Деревья в лесу высокие, а трава, наоборот…………низкая.

Баба Яга: Ох, и добрый конец у сказки! Глядите, платье-то моё страшное каким нарядом обернулось!( показывает детям новое платье).Ох, а доброта-то во мне растёт с каждой минуткою, и узнала я от вас так много, что самому царю речи писать запросто могу! Спасибо, дети! Побегу добрые дела творить! (уходит)

Воспитатель: Да, ребята, чудеса творит добро! А  какие пословицы можно вспомнить о добре?

 

-Добрый конец всему делу венец.

 

– Добрые дела два века живут.

– Добро помни, а зло забывай.

-Учись доброму –  плохое на ум не пойдёт.

– Про доброе дело говори смело.

– Жизнь дана на добрые дела.

– Худо жить без ласкового слова.

– Доброе слово лечит, а злое калечит.

– Не одежда красит человека, а его добрые дела.

–  Добрые слова дороже богатства.

–  В ком добра нет, в том и правды мало.

–  Не ищи красоты, ищи доброты.

– Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

– Доброе слово и кошке приятно.

–  Делай другим добро — будешь сам без беды.

–   Доброе слово человеку — что дождь в засуху.

Какая сказка вам больше понравилась? Почему? Нарисуйте дома иллюстрации к новым сказкам.