Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на
сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер
получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие
технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие
всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья
ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Логопедическая работа
включает в себя различные элементы здоровьесберегающих технологий,
которые позволяют формировать у детей правильную речь.
В зависимости от диагностируемого дефекта и выбирается направление
коррекционной работы. В своей работе я использую методы и приемы
здоровьесберегающих технологий, которые могу применять на разных
этапах занятия. Кроме того, использование здоровьесберегающих технологий
помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
В практической деятельности я использую следующие
здоровьесберегающие технологии:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это совокупность
специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого
аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений
органов, принимающих участие в речи.
Артикуляционная гимнастика является важной и неотъемлемой частью
логопедической работы. Регулярное выполнение способствует:
– улучшению кровоснабжения и подвижности артикуляционных органов и
их иннервацию;
– укреплению мышечной системы языка, губ, щёк;
– помогает уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных
органов. Продолжительность гимнастики зависит от индивидуальных
особенностей каждого ребёнка.
Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляю движение
кисти.
БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА – содружественное взаимодействие руки и
языка.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление
дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными
кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно
усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Логопед может самостоятельно подобрать движение руки под любое
артикуляционное упражнение. Важно чтобы рука ребёнка помогала ему
принять правильное положение языка в ротовой полости. А так же
необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности
выполнения артикуляционных движений и работы кисти.
Следующая здоровьесберегающая технология, используемая мной в работе –
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей,
отмечают большое стимулирующее значение функции руки.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что
уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).
На основе проведённых опытов и обследования большого количества детей
была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев
соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое
развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже
выше нормы (Л.В.Фомина).
Пальчиковые игры помогают развивать у ребенка мелкую моторику,
координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память
и мышление. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираю в
соответствии с лексической темой недели. Проводится пальчиковая
гимнастика на индивидуальных и подгрупповых занятиях. На занятии
использую упражнения с речевым сопровождением, что позволяет
сосредоточить внимание детей и сделать занятие более интересным и
разнообразным, к тому же, проговаривая стихи у детей развивается память,
увеличивается словарный запас.
САМОМАССАЖ – это массаж, выполняемый самим ребенком или
взрослым, нетрадиционное, но удивительно действенное средство помочь
детям, страдающим речевой патологией.
Использование приемов самомассажа полезно по многим причинам:
это стимуляция кинестетических ощущений мышц для активизации
речи;
развития межполушарных связей;
развития мелкой моторики;
релаксации;
нормализации мышечного тонуса мышц и эмоциональной сферы детей.
В своей работе я решила прибегнуть к нетрадиционным формам и средствам
работы, апробировала метод использования су-джок терапии, так как на мой
взгляд это довольно простой, эффективный и безопасный метод.
Использование элементов самомассажа с помощью колючего мячика и
металлических колец , сопровождающегося легко запоминающимися
стихами, позволяет использовать его как весёлые непринуждённые минутки
отдыха, повысить эффективность коррекционной работы на логопедических
занятиях. Вот несколько примеров использования массажных колец:
– поочерёдное надевание кольца на каждый палец, сначала одной, затем
другой руки, сопровождающееся весёлыми стихами;
– поочерёдное надевание колец на каждый палец с проговариванием слов на
автоматизируемый звук. Вариантов может быть много, всё зависит от
фантазии педагога.
Следующим действенным способом является использование на занятиях
элементов самомассажа ушных раковин, что способствует :
нормализации кровотока во всём организме;
улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности;
это – один из самых быстрых и эффективных методов
оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет
рефлекторную связь с органами и частями тела человека.
Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин:
самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих
сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук;
используются такие приёмы массажа: поглаживание, растирание,
разминание;
должны быть учтены гигиенические основы массажа;
дозировка по времени – не более 2 минут;
частота проведения самомассажа ушных раковин 1 – 2 и более раз в
день в зависимости от эффективности его действия и общего
самочувствия;
дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным.
Немаловажным является то, что такой вид массажа дети могут выполнять
самостоятельно. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то
специальные условия.
Ещё один нетрадиционный метод, которым я пользуюсь в практике- это
использование обычной прищепки, с помощью которой можно провести
самомассаж пальцев рук. У детей это вызывает большой интерес.
Поочерёдное «покусывание» пальцев сначала одной, затем другой руки,
сопровождается весёлыми стихами.
Все вышеперечисленные элементы самомассажа можно проводить как
индивидуально, так и с подгруппой детей одновременно. Кроме того,
самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в
различные режимные моменты в условиях семьи и дошкольного учреждения.
Следующая важная здоровьесберегающая технология – ГИМНАСТИКА
ДЛЯ ГЛАЗ. Содержит разнообразные комплексы приёмов и упражнений,
позволяющих снять общее и зрительное утомление, что обеспечивает
профилактику возникновения у детей зрительных нарушений, направленных:
на оптимизацию деятельности зрительного анализатора;
упражнение на улучшение кровообращения в органе зрения;
на укрепление мышц глаза;
снятие зрительного утомления.
Проводится в течение 1-2 минут в середине занятия. Это могут быть задания
такого плана:
проследить глазами путь на нарисованной схеме;
«пройти» по стрелочкам и назвать предметы (это могут быть картинки
на автоматизированный звук);
найти левый нижний угол, назвать дерево и т.д.(по лексической теме);
для читающих детей можно прикреплять буквы, пройдя по стрелочкам
составлять из них слоги, слова. Предложенное задание может быть
использовано в работе на автоматизацию звуков.
Работа над постановкой звуков невозможна без правильного речевого
дыхания. Поэтому неотъемлемой частью каждого моего занятия является
РАБОТА НАД ДЫХАНИЕМ. Детям предлагаю следующие упражнения:
«Подуй на свечу», «Сдуй снежинку с варежки», «Подуй на занавеску»,
«Раскрути вертушку», надувание воздушных шаров, мыльных пузырей и тд.
Отработать выдох можно на согласных звуках на одном выдох, например,
«песенка водички»- С-С-С…; «песенка комарика»- З-З-З-З….; змея шипит-
Ш-Ш-Ш…; жук жужжит- Ж-Ж-Ж-Ж-….; песенка мотора – Р-Р-Р-Р… .
Разнообразить занятие и добиться желаемого результата в работе над
дыханием мне помогает компьютерная логопедическая коррекционная
программа «Игры для Тигры». В разделе Просодика есть несколько видов
заданий, позволяющих отработать либо плавный длительный выдох, либо
короткий. К детям приходит Тигрёнок и предлагает выполнить задание,
направленное на отработку дыхания.
Важно не переусердствовать при выполнении упражнений на дыхание.
Достаточно 3-5 повторений. Многократное повторение дыхательных
упражнений может привести к головокружению.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ- еще один здоровьесберегающий фактор.
Основные задачи физминуток : снизить утомление и повысить умственную
работоспособность детей на занятии, снять усталость и напряжение; внести
эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать
четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отрабатывать
темп и ритм речи.
Физминутка тесно связана с темой занятия и часто является переходным
мостиком к его следующей части. Комплексы физкультминуток стараюсь
подбирать в соответствии с лексической темой недели. Проводятся в
игровой форме в середине занятия.
Следующим элементом здоровьесберегающих технологий является –
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ. Он способствует :
1) нормализации мышечного тонуса;
2) снижению патологических проявлений в мышцах
артикуляционного аппарата;
3) стимуляции кинестетических ощущений (проприоцептивных);
4) увеличению объёма амплитуды;
5) нормализации психологического состояния.
Работая с детьми группы НПОЗ (нарушение произношения отдельных
звуков), речевым диагнозом которых является дислалия, я использую
данный вид массажа в случае укороченной подъязычной связки (уздечки).
Приемы логопедического массажа во многих случаях помогают растянуть
подъязычную связку, не прибегая к операционному вмешательству, не
травмируя психику ребёнка. Использование в работе зондового и ручного
массажа дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные
участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их
деятельность.
Применение мной элементов здоровьесберегающих технологий на
логопедических занятиях в условиях дошкольного логопункта способствует
не только гармоничному развитию дошкольников, но и помогает более
результативно и в короткие сроки добиться положительной динамики в
работе над постановкой, автоматизацией и дифференциацией нарушенных
звуков.
Используемая литература:
«Детство-Пресс», 2001
дошкольном образовательном учреждении: выбор, внедрение и
рациональное использование. Методические рекомендации. «СПб», 2008.
Практическое пособие. СПб КОРОНА, 2004