Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков [С] – [З].
конце слова.
Оборудование: предметные картинки (зонт, тазы, коза, завод, замок, звёзды, язык, знамя, знамёна, звонок, гнездо, зайка, ваза, мимоза, незабудки, фазан) и картинки на звук [С], Соня и Зоя, наборы для составления схем, тетради, карандаши.
Ход занятия.
а) выделение сначала звонких, затем глухих согласных из звукового ряда:
б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ…;
б) преобразование парных звонких-глухих согласных игра «Наоборот»:
б-п в-ф д-т ж-ш г-к з-с
а) на слух (с закрытыми глазами):
со, за, зо, со, су, зы, сы, зу, зна, озн, сны, зну…;
зоомагазин, полоса, колесо, фазан, фасон, зооцирк, розы, скороговорка, пузырь, сахар, сковорода, зоопарк, незабудки, забор, здоровье…;
б) преобразование слогов, слов – игра «Наоборот»:
cа-за ста-зда Зоя-соя зайка-сайка
cо- сто- зуб- Захар-
cу- сту- коза- роза-
cы- сты- Лиза- козы-
в) воспроизведение слоговых рядов – игра «Запомни, повтори»:
са-са-за за-за-са сна-сна-зна
са-за-за за-са-са сна-зна-сна
са-за-са за-са-за зна-сна-сна и т.д. г) отбор картинок для Сони и Зои.
Квас – квасок таз – тазы, тазик
Нос – носы, носик ус – усы, усатый
Воз – возы, возить насос – насосы
Обоз – обозы глаз – глаза, глазок
Зима
Наступила зима. На земле много снега. Все аллеи сада усыпаны снегом. Зоя, Соня, Саня и Лиза взяли санки и понеслись в сад. Зоя и Саня возили на санках Соню и Лизу.За детьми бегала собака. Зовут собаку Тузик. Потом дети слепили снеговика.
а) припоминание родственных слов к слову зима:
зимний, зимующие, зимовать, зимовье, зимовка, озимые, озимь, зимородок;
б) подбор родственных слов к слову заяц:
у зайца дети – зайчата, зайчонок
их маму зовут – зайчиха
вся их семья зовётся – заячья
назовите зайца ласково – зайчик, зайка, заинька
волки любят лакомиться – зайчатиной
трусишкой называют – зайчишку.
а) добавление предлогов в предложения:
Зайка сидит (за) кустом
Зайка выглядывает (из-за) куста.
Зоя стоит (за) сосной.
Дети сидят (за) столиком.
Дети встают (из-за) столика.
Зоя посадит незабудки (за) беседкой.
Соня вынимает бант (из-за) спины.
Лиза сидит на скамейке (за) домом.
Козлёнок пасётся на поляне (за) лесом.
б) составление предложений с парами слов и предлогами за, из-за:
зайка – лист капусты Соня – беседка
лиса – куст Зоя – сосна
самолёт – лес Лиза – осина
самокат – беседка Зина – ясень
– произнесение и сопоставление звуков;
– припоминание слов, картинок на [С], [З].