Тема: «Звуки [С] – [С’]

Цель: 1. Закрепление правильного произношения и различение звуков.

  1. Деление слов на слоги.
  2. Звуко-слоговой анализ слов сам, сами, сама.
  3. Упражнение в употреблении предлогов на, с (со).
  4. Словообразование сложных слов.
  5. Словообразование и согласование с существительными относительных

прилагательных.

  1. Воспитание желания работать в коллективе.

Оборудование: предметные картинки на [С] – [С’] на столах, сюжетная картинка «Осень», наборы для составления схем, тетради, карандаши, разрезные  азбуки.

Ход занятия

  1. Оргмомент (припоминание картинок на [С’]).
  2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
  3. Сопоставление звуков [С] – [С’]: отгадывание по характеристике, произнесение.
  4. Воспроизведение слоговых рядов:

са-са-ся          ся-ся-са             ас-ас-ась                  ась-ась-ас

са-ся-ся          ся-са-са             ас-ась-ась                ась-ас-ас

са-ся-са          ся-са-ся             ас-ась-ас                  ась-ас-ась

  1. Различение [С] – [С’]:

а) игра «Наоборот»:

са-са-са – ся-ся-ся          ас-ас-ас – ась-ась-ась       сыны-                вес –

со-со-со –                          ос-ос-ос –                           сад –                  носы –

су-су-су –                         ус-ус-ус –                           осы –                 сома –

сы-сы-сы –                        ыс-ыс-ыс –                        косы –                соль –

сэ-сэ-сэ –                           эс-эс-эс –                           квас –                 сыр –

б) игра «Подарим картинки Люсе и Соне»;

в) деление слов на слоги – игра «Поможем Люсе и Соне разделить слова на слоги»

  1. Звуко-слоговой анализ, составление схем слов и самих слов из букв разрезной азбуки (коллективно): са – сам – сама – сами.
  2. Физкультминутка.
  3. Словообразование относительных прилагательных, согласование с существительными (закрепление):

а) игра «Эхо»:

уксус –                  осень – осенний                     апельсин –

фасоль –               весна – весенний                   ананас –

мясо –                   сосна – сосновый                  капуста

слива –                  осина – осиновый                  солнце

кокос –                  ясень – ясеневый                    банан –                              

б) подбор предметов к признакам:

осенний                      осенняя                      осеннее                осенние

            лист                            погода                        небо                     листья

           воздух                          листва                       солнце                  поля

           костюм                      слякоть                      пальто                сады

           лес                               обувь                          поле                     леса

           сад                              кофта                        облако                 дни

в) упражнение на развитие внимания и памяти «Запомни, повтори»:

осенний лист – осеннее небо – осенняя погода – осенний воздух.

  1. Составление (путём договаривания предложений ) и заучивание рассказа по сюжетной картинке «Осень»:

а) рассматривание картинки, определение времени года (назвать признаки), придумывание названия;

б) подбор слов на [С] – [С’] к картинке:

осень                     осенние                сад                            усыпана

         листья                 синяя                     осыпаются              поставить

         ясени                    костюм                сухие                         листопад

         осины                   лист                      наступает               сосны

в) составление рассказа:

Наступает (осень). С ясеней, лип, клёнов, осин осыпаютcя     

на землю (сухие листья). Аллеи сада усыпаны (сухими листьями). Соня, Саня, Вася и Сима гуляют в (осеннем саду). Они поднимают с земли (осенние листья). Из осенних  листьев они делают (осенний букет). Дети поставят букет на окно в  (синюю вазу).

  1. Упражнение в употреблении предлогов на, с (со) – преобразование деформированной

фразы – игра «Путаница»:

Соня, земля, листья, с, поднимать –

Сима, листья, земля, сухие, с, поднимать –

Земля, осыпаются, ясень, листья, с, на –

Осина, листья, земля, на, осыпаются, с –

Осыпаются, на, липа, листья, с, сухие, земля –

  1. Физкультминутка.
  2. Упражнение в образовании сложных слов путём сложения основ по данному образцу.

– игра «Придумаем новые слова»:

Осенью листья падают на землю – это листопад;

А зимой на землю падает снег – это снегопад;

С высоты падает вода (в горных реках) – это водопад;

Ночью в небе падают звёзды – звездопад;

Сам летит – самолёт;

Сам катит – самокат;

Разводит сады – садовод;

Перевозит лес – лесовоз.

  1. Итог занятия:

– произнесение, сопоставление [С] – [С’].

– припоминание картинок, слов на [С] – [С’].