Тема: «Звук [С’]»

Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука [С’].

  1. Звуко-слоговой анализ слов гусь, гуси.
  2. Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных (употребление).
  3. Согласование прилагательных с существительными в роде.
  4. Упражнение в употреблении притяжательных прилагательных с

суффиксом –ин-.

  1. Чтение слогов (са, ас, со, ос, су, ус, си, ис).
  2. Воспитывать желание отвечать.

Оборудование: предметные картинки (сеть, семь, восемь, десять, гусь, беседка, осень, василёк, такси, письмо, письма, апельсин, гусята, свинья, лисята, селёдка, гуси, кисель, лес, костюм, коляска), серия картин для упражнения в согласовании прилагательных с существительными (синий, -яя, -ее), наборы для составления схем.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.
  2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
  3. Знакомство с темой – игры «Четвёртый лишний», «Запомни, повтори»:

Василёк, пион, гвоздика, ноготки        –  василёк

Аист, цапля, дятел, гусь                       –  гусь

Торт, селёдка, конфета, апельсин       –  апельсин

Помидор, лук, селёдка, тыква              –  селёдка

  1. Произнесение, артикуляционная поза звука [С’], характеристика: согласный, мягкий, свистящий.
  2. Выделение на слух (с закрытыми глазами):

а) из ряда слогов: со, ся, тя, ча, зя, щя, оч. ось, оть, сю…;

б) из ряда слов: лисята, внучата, площадь, пятёрка, земляника, наседка, овчарка, обезьяна, лесенка, песенка, пещера, чайник, осенний, овсянка, осина, листья, наступила, косяк, самокат, черепаха, ящерица… .

  1. Замены [С] – [С’] в слогах и словах – игра «Наоборот»:

а) са – ся               ас- ась                    ис – ись

    со –                     ос –                         ес –

    су –                      ус –                         яс –

    сы –                     ыс –                        юс –   

    сэ –                      эс –                         ёс –

б) сад – сядь                         косы – коси

    осы – оси                          носы – носи

    вес – весь                          соль – сёл

    квас – квась                      сыта – сито

    сыны – сини                      сома – Сёма

  1. Выделение звука [С’] в произношении по картинкам на панно:

а) проговаривание слов по картинкам;

б) выделение слов на [С’] –  игра «Найди ошибку»;

в) определение места звука [С’] в словах – игра «1,2,3»;

г) образование притяжательных прилагательных на –ин-

Составление предложений по образцу:

Это Люсино письмо.  Это Васина беседка.

  1. Физкультминутка.
  2. Деление слов на слоги, с помощью хлопков (с индивидуальными картинками, беззвучное проговаривание) .
  3. Звуко-слоговой анализ, составление схем слов (коллективно): гусь, гуси.
  4. Согласование прилагательных с существительными в роде – подбор картинок (предметов) к признакам синий, синяя, синее,(ясеневый, ясеневая,

ясеневое), составление предложений с этими словами.

  1. Упражнение в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов – игра «Большой – маленький»:

пёс – пёсик                лестница – лесенка             колесо – колёсико

нос –                           песня –                                   насос –

хвост –                      басня –                                   пылесос –

лист –                       сосна –                                   кокос –

  1. Выделение слов со звуком [С’] из рассказа «Лиса и гусята», пересказ.

Лиса и гусята

 Гуси и гусята паслись на поляне. Наелись гуси и гусята и улеглись спать. А тут из лесу вышла лиса. Гуси спят и не видят лису. Лиса хватает одного гусёнка и убегает с ним в лес. Несёт лиса гусёнка своим (голодным) лисятам. Лисята наелись. Они сыты и довольны.

  1. Итог занятия.

– С каким звуком знакомились?

– Произнесение, характеристика звука [С’].

– Припоминание слов на [С’].