Консультация: Пальчиковые игры

                                     Консультация :  Пальчиковые  игры.

Приоритетной деятельностью в моей работе является направление — пальчиковые игры. В работе с детьми по развитию мелкой моторики при помощи пальчиковых упражнений и дидактических игр я ставлю перед собой цель:

  • способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга;
  • повысить уровень речевой компетентности детей;
  • подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику;
  • добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.

            В соответствии с поставленной целью я решаю задачи:

  • развитие творческих способностей;
  • активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой;
  • формирование усидчивости;
  • создание эмоционального положительного настроя;
  • развитие чувствительности всех органов;
  • знакомство с сенсорными эталонами;
  • развитие наглядно-образного мышления, внимания, памяти;
  • работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве;
  • формирование умения выполнять действия с предметами, правильно держать ручку, карандаш, формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.

 

Педагогическая работа с детьми

Программа предполагает проведение  занятий один раз в  неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 20 минут. Общее количество занятий в год  – 36.

Работа с родителями

Ознакомить родителей с целями и задачами, с планом работы. Привлечение родителей для сбора материалов для работы по формированию мелкой моторики, помощь в изготовлении игр и пособий. Приглашение родителей на открытые занятия, проведение мастер-классов, подготовка папки передвижки для ознакомления родителями.

 

Зачем нужны “Пальчиковые игры”?

   Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

   Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

   Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

   Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

   Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

   Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

   Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

   Насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

   Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

   Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

   Этапы разучивания игр:

  • Взрослый сначала показывает игру малышу сам;
  • Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;
  • Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;
  • Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;
  • Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

  • Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
  • Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
  • Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
  • Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
  • Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
  • Используйте максимально выразительную мимику.
  • Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
  • Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
  • Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

   Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.

Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада

             Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу детского сада – это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т.д.).

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие (набитые  пластмассовыми пульками); различные можжевеловые палочки, металлические массажные кольца. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

              Желательно, чтобы в группе были такие предметы, как:

  • кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;
  • прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
  • клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • кастаньеты для отстукивания ритма;
  • шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
  • игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
  • сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
  • «моталочки»-верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика), к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений;
  • грецкие орехи и шишки, шарики «су-джок»; для массажа;
  • крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
  • сетки для раковины и разноцветные ленточки;
  • «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
  • макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.

            Все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для ребёнка. При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанника.

            Особая роль отводится различным формам пальчиковой гимнастики, ведь развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Все упражнения сопровождаются речевым материалом, таким образом, происходит развитие не только мелкой моторики, но и улучшение речи. Все пальчиковые игры можно разделить на три группы:

            1 группа. Упражнения для кистей рук.

-Эти упражнения достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений.

-С их помощью детей учат расслаблять и напрягать мышцы кистей рук.

-С их помощью детей учат переключать внимание детей с одного движения на другое.

Примеры игр:                          «Заготовим капусту»

                                                 «Месим тесто»

                                                 «У оленя дом большой»

«Ловкие руки» (с губкой) и т.д.

            2 группа. Упражнения для пальцев условно-статические.

-С их помощью совершенствуют полученные ранее навыки.

Примеры упражнений:            «Ножницы»

                                                   «Очки»

                                                   «Коза»

                                                   «Зайка»

                                                  «Кошка» и т.д.

            3 группа. Упражнения для пальцев динамические.

-С их помощью развивают точную координацию движений.

-С их помощью учат сгибать и разгибать пальцы рук.

Примеры упражнений:             «Семья»

                                                    «Пальчики здороваются»

                                                    «Этот пальчик хочет спать»

                                                    «Мы делили апельсин»  и т.д.

Сначала все упражнения выполняются медленно, одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого двумя руками одновременно. Эти упражнения можно проводить в любое время: утром, во время совместной деятельности воспитателя и ребёнка, на прогулке и т.д.

            Проводя пальчиковые игры на выкладывание фигур и предметов, мы развиваем у детей захват указательным и большим пальцем, совершенствуем движение «глаз-рука», развиваем воображение. Выкладывать фигуры можно с помощью пуговиц, счётных палочек, спичек, геометрических фигур, крупы и т.д.

            В работе по развитию мелкой моторики  очень эффективно использовать театрализованные игры:

-пальчиковый театр,

-перчаточный театр,

-настольный театр,

-бибабо.

            Данные игры помогают не только развитию мелкой моторики, но и в работе над звукопроизношением, интонационной выразительностью речи.

В старшей и подготовительной группах можно использовать более сложные техники работы, такие как  изонить и вязание крючком.

Пальчиковый  игротренинг  по темам

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, рисование, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей. Предложенные игры сначала можно использовать как самостоятельные, а затем включать в пальчиковые развлечения.

Содержание пальчиковой игры-тренинга отражает лексические темы, изучаемые в процессе учебной деятельности дошкольного возраста.

Например: тема «Фрукты».

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун).

Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы, (мизинцы)

Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы)

Но купили мы арбуз – (большие пальцы)

Это самый вкусный груз. (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика).

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

  1. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды – яблоки.

Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

  1. Яблоки кислые.

Махнуть рукой «эх». Сморщиться и слегка высунуть язык.

  1. Яблоки соберем в корзины.

Пальцы рук переплести «корзинкой». Скругленные концы языка загнуть «чашечкой».

  1. Дома сварим из яблок варенье.

Большой палец правой руки поднять кверху – жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

  1. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

  1. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

  1. Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра «Варим мы компот».

Используется пособие «Клавиатура». Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха:

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

 

Рисование (веревочками, косточками от слив, семенами от дыни, арбуза, винограда и т.д.).

В  работе по приоритетному направлению использую дидактические  пособия «УниКуб» и «Сухой бассейн».

 

Пособие «УниКуб».

Цель: развивать у детей мелкую моторику, сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, формировать дифференцированное восприятие качеств и свойств предметов и материалов (цвет, форма, большой – маленький, легкий – тяжелый и т.д.); количество и счет предметов; воспитывать желание детей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.

Для изготовления пособия потребуется: 6 решеток для раковины, нитки, коробочки от киндер–сюрприза, прищепки, скрепки, резинки, ленточки, шнуры, пластмассовые шары, колокольчики, бусы, пуговицы, кусочки тканей, пробки от пластиковых бутылок, горох, фасоль, гладкая и шершавая бумага, скотч, перышки, металлическая пластинка, магниты, катушка.

Куб изготавливают из шести решеток для раковины, соединенных при помощи ниток. Внутрь куба положить пластмассовые шары, на верхнюю плоскость повесить звоночки. На внешних сторонах и ребрах куба разместить ленточки, веревки, коробочки от киндер-сюрпризов, скрепки.

Примеры вариантов заданий.

  1. «Массаж».

Задачи: развивать мелкую моторику, память, речь, учить выполнять массаж ладоней,

пальцев.

Для массажа ладоней предложите детям потереть ими о плоскости куба, приговаривая: Девочки и мальчики,

Разминаем пальчики.

О решетку их потрем

И ладошки разомнем.

  1. «Нора».

Задачи: развивать мелкую моторику, память, речь, внимание, глазомер.

Малыш указательным пальцем, или фломастером зажатым в пальцах изображает лису,

которая лезет в нору. (Необходимо попасть в отверстие решетки пальчиком или фломастером.)

Залезает лиса в норку,

Она делает уборку,

А потом зовет лисят,

Пусть лисята поглядят.

  1. «Урожай».

Задачи: развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, навыки классификации.

Насыпаем в 2 блюдца фасоль и горох. Ребенок большим и указательным пальцами берет

фасолину или горошину и опускает в отверстие куба, говоря:

Сеем мы фасоль, горох.

Урожай у нас неплох.

Мы корзины принесем,

Урожай наш соберем.

Затем куб убираем и сортируем в разные блюдца фасоль и горох, упавшие на стол.

3 «Муравейник».

Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память, речь, воображение.

Ребенок закрывает пробками от пластиковых бутылок отверстия.

В муравейник на ночь закрываем двери,

Чтобы не мешали птицы им и звери.

Не шумите до утра.

Муравьишкам спать пора.

  1. «Помощники».

Задачи: развивать память, внимание, речь, мелкую моторику.

Дети прищепляют на куб прищепки, можно вместе с лоскутком ткани и говорят:

Белье на веревку

Вешали ловко.

Дома маме помогали

И нисколько не устали.

Пособие «Сухой бассейн».

Цель: самомассаж кистей рук, развитие мелкой моторики, закрепление свойств и качеств предметов (цвет, форма, размер и т.д.), составление описания предметов (для чего предметы необходимы, их назначение), счет до 10.

Игры:

  • Найди пару (шарики разного размера 10 штук),
  • Найди и объясни,
  • Что из чего сделано и др.

Предметы для бассейна: шарики 10шт, цифры 0-9, разные игрушки. Разнородные предметы можно менять  по мере изучения с  детьми разных лексических тем, добавлять алфавит и т.д.

            Все материалы и пособия используются еженедельно в непосредственно образовательной деятельности (дети – воспитатель)  и самостоятельной деятельности детей – ежедневно.

 

Оставьте свой комметарий: