Здоровье-сберегающие технологии

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на

сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер

получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие

технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие

всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья

ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Логопедическая работа

включает в себя различные элементы здоровьесберегающих технологий,

которые позволяют формировать у детей правильную речь.

В зависимости от диагностируемого дефекта и выбирается направление

коррекционной работы. В своей работе я использую методы и приемы

здоровьесберегающих технологий, которые могу применять на разных

этапах занятия. Кроме того, использование здоровьесберегающих технологий

помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

В практической деятельности я использую следующие

здоровьесберегающие технологии:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Биоэнергопластика
  3. Пальчиковая гимнастика
  4. Элементы самомассажа
  5. Гимнастика для глаз
  6. Работа над дыханием
  7. Физкультурные минутки
  8. Логопедический массаж

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это совокупность

специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого

аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений

органов, принимающих участие в речи.

Артикуляционная гимнастика является важной и неотъемлемой частью

логопедической работы. Регулярное выполнение способствует:

– улучшению кровоснабжения и подвижности артикуляционных органов и

их иннервацию;

– укреплению мышечной системы языка, губ, щёк;

– помогает уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных

органов. Продолжительность гимнастики зависит от индивидуальных

особенностей каждого ребёнка.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляю движение

кисти.

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА – содружественное взаимодействие руки и

языка.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление

дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными

кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно

усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Логопед может самостоятельно подобрать движение руки под любое

артикуляционное упражнение. Важно чтобы рука ребёнка помогала ему

принять правильное положение языка в ротовой полости. А так же

необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности

выполнения артикуляционных движений и работы кисти.

Следующая здоровьесберегающая технология, используемая мной в работе –

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей,

отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что

уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени

сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).

На основе проведённых опытов и обследования большого количества детей

была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев

соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое

развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже

выше нормы (Л.В.Фомина).

Пальчиковые игры помогают развивать у ребенка мелкую моторику,

координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память

и мышление. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираю в

соответствии с лексической темой недели. Проводится пальчиковая

гимнастика на индивидуальных и подгрупповых занятиях. На занятии

использую упражнения с речевым сопровождением, что позволяет

сосредоточить внимание детей и сделать занятие более интересным и

разнообразным, к тому же, проговаривая стихи у детей развивается память,

увеличивается словарный запас.

САМОМАССАЖ – это массаж, выполняемый самим ребенком или

взрослым, нетрадиционное, но удивительно действенное средство помочь

детям, страдающим речевой патологией.

Использование приемов самомассажа полезно по многим причинам:

 это стимуляция кинестетических ощущений мышц для активизации

речи;

 развития межполушарных связей;

 развития мелкой моторики;

 релаксации;

 нормализации мышечного тонуса мышц и эмоциональной сферы детей.

В своей работе я решила прибегнуть к нетрадиционным формам и средствам

работы, апробировала метод использования су-джок терапии, так как на мой

взгляд это довольно простой, эффективный и безопасный метод.

Использование элементов самомассажа с помощью колючего мячика и

металлических колец , сопровождающегося легко запоминающимися

стихами, позволяет использовать его как весёлые непринуждённые минутки

отдыха, повысить эффективность коррекционной работы на логопедических

занятиях. Вот несколько примеров использования массажных колец:

– поочерёдное надевание кольца на каждый палец, сначала одной, затем

другой руки, сопровождающееся весёлыми стихами;

– поочерёдное надевание колец на каждый палец с проговариванием слов на

автоматизируемый звук. Вариантов может быть много, всё зависит от

фантазии педагога.

Следующим действенным способом является использование на занятиях

элементов самомассажа ушных раковин, что способствует :

 нормализации кровотока во всём организме;

 улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности;

 это – один из самых быстрых и эффективных методов

оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет

рефлекторную связь с органами и частями тела человека.

Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин:

 самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих

сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук;

 используются такие приёмы массажа: поглаживание, растирание,

разминание;

 должны быть учтены гигиенические основы массажа;

 дозировка по времени – не более 2 минут;

 частота проведения самомассажа ушных раковин 1 – 2 и более раз в

день в зависимости от эффективности его действия и общего

самочувствия;

 дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным.

Немаловажным является то, что такой вид массажа дети могут выполнять

самостоятельно. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то

специальные условия.

Ещё один нетрадиционный метод, которым я пользуюсь в практике- это

использование обычной прищепки, с помощью которой можно провести

самомассаж пальцев рук. У детей это вызывает большой интерес.

Поочерёдное «покусывание» пальцев сначала одной, затем другой руки,

сопровождается весёлыми стихами.

Все вышеперечисленные элементы самомассажа можно проводить как

индивидуально, так и с подгруппой детей одновременно. Кроме того,

самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в

различные режимные моменты в условиях семьи и дошкольного учреждения.

Следующая важная здоровьесберегающая технология – ГИМНАСТИКА

ДЛЯ ГЛАЗ. Содержит разнообразные комплексы приёмов и упражнений,

позволяющих снять общее и зрительное утомление, что обеспечивает

профилактику возникновения у детей зрительных нарушений, направленных:

 на оптимизацию деятельности зрительного анализатора;

 упражнение на улучшение кровообращения в органе зрения;

 на укрепление мышц глаза;

 снятие зрительного утомления.

Проводится в течение 1-2 минут в середине занятия. Это могут быть задания

такого плана:

 проследить глазами путь на нарисованной схеме;

 «пройти» по стрелочкам и назвать предметы (это могут быть картинки

на автоматизированный звук);

 найти левый нижний угол, назвать дерево и т.д.(по лексической теме);

 для читающих детей можно прикреплять буквы, пройдя по стрелочкам

составлять из них слоги, слова. Предложенное задание может быть

использовано в работе на автоматизацию звуков.

Работа над постановкой звуков невозможна без правильного речевого

дыхания. Поэтому неотъемлемой частью каждого моего занятия является

РАБОТА НАД ДЫХАНИЕМ. Детям предлагаю следующие упражнения:

«Подуй на свечу», «Сдуй снежинку с варежки», «Подуй на занавеску»,

«Раскрути вертушку», надувание воздушных шаров, мыльных пузырей и тд.

Отработать выдох можно на согласных звуках на одном выдох, например,

«песенка водички»- С-С-С…; «песенка комарика»- З-З-З-З….; змея шипит-

Ш-Ш-Ш…; жук жужжит- Ж-Ж-Ж-Ж-….; песенка мотора – Р-Р-Р-Р… .

Разнообразить занятие и добиться желаемого результата в работе над

дыханием мне помогает компьютерная логопедическая коррекционная

программа «Игры для Тигры». В разделе Просодика есть несколько видов

заданий, позволяющих отработать либо плавный длительный выдох, либо

короткий. К детям приходит Тигрёнок и предлагает выполнить задание,

направленное на отработку дыхания.

Важно не переусердствовать при выполнении упражнений на дыхание.

Достаточно 3-5 повторений. Многократное повторение дыхательных

упражнений может привести к головокружению.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ- еще один здоровьесберегающий фактор.

Основные задачи физминуток : снизить утомление и повысить умственную

работоспособность детей на занятии, снять усталость и напряжение; внести

эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать

четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отрабатывать

темп и ритм речи.

Физминутка тесно связана с темой занятия и часто является переходным

мостиком к его следующей части. Комплексы физкультминуток стараюсь

подбирать в соответствии с лексической темой недели. Проводятся в

игровой форме в середине занятия.

Следующим элементом здоровьесберегающих технологий является –

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ. Он способствует :

1) нормализации мышечного тонуса;

2) снижению патологических проявлений в мышцах

артикуляционного аппарата;

3) стимуляции кинестетических ощущений (проприоцептивных);

4) увеличению объёма амплитуды;

5) нормализации психологического состояния.

Работая с детьми группы НПОЗ (нарушение произношения отдельных

звуков), речевым диагнозом которых является дислалия, я использую

данный вид массажа в случае укороченной подъязычной связки (уздечки).

Приемы логопедического массажа во многих случаях помогают растянуть

подъязычную связку, не прибегая к операционному вмешательству, не

травмируя психику ребёнка. Использование в работе зондового и ручного

массажа дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные

участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их

деятельность.

Применение мной элементов здоровьесберегающих технологий на

логопедических занятиях в условиях дошкольного логопункта способствует

не только гармоничному развитию дошкольников, но и помогает более

результативно и в короткие сроки добиться положительной динамики в

работе над постановкой, автоматизацией и дифференциацией нарушенных

звуков.

Используемая литература:

  1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СПб:

«Детство-Пресс», 2001

  1. Сивцова А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии в

дошкольном образовательном учреждении: выбор, внедрение и

рациональное использование. Методические рекомендации. «СПб», 2008.

  1. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.

Практическое пособие. СПб КОРОНА, 2004

  1. Блыскина И.В. Логопедический массаж – СПб: «Детство-Пресс»,2006