Тема: «Звуки [С] – [З].

Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков [С] – [З].

  1. Звонкие и глухие согласные. Правописание сомнительных согласных в

конце слова.

  1. Закрепление употребления предлогов за, из-за.
  2. Родственные слова (зима, заяц).
  3. Закрепление навыка печатания слов.
  4. Воспитывать желание работать в коллективе.

Оборудование: предметные картинки (зонт, тазы, коза, завод, замок, звёзды,            язык,  знамя, знамёна, звонок, гнездо, зайка, ваза, мимоза, незабудки, фазан) и картинки на звук [С], Соня и Зоя, наборы для составления схем, тетради, карандаши.

 

Ход занятия.

  1. Оргмомент.
  2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
  3. Отгадывание по характеристике, произнесение, сопоставление звуков [С] – [З].
  4. Сопоставление звонких и глухих согласных из звукового ряда:

а) выделение сначала звонких, затем глухих согласных из звукового ряда:

б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ…;

 б) преобразование парных звонких-глухих согласных игра «Наоборот»:

                 б-п            в-ф           д-т           ж-ш            г-к               з-с

  1. Различение звуков [С] – [З]:

а) на слух (с закрытыми глазами):

со, за, зо, со, су, зы, сы, зу, зна, озн, сны, зну…;

зоомагазин, полоса, колесо, фазан, фасон, зооцирк, розы, скороговорка, пузырь, сахар, сковорода, зоопарк, незабудки, забор, здоровье…;

б) преобразование слогов, слов – игра «Наоборот»:

                  cа-за                       ста-зда                   Зоя-соя                  зайка-сайка

                  cо-                           сто-                        зуб-                        Захар-

                  cу-                           сту-                         коза-                      роза-

                  cы-                          сты-                        Лиза-                     козы-

в) воспроизведение слоговых рядов – игра «Запомни, повтори»:

са-са-за                  за-за-са                       сна-сна-зна

                  са-за-за                  за-са-са                       сна-зна-сна

                  са-за-са                  за-са-за                       зна-сна-сна         и т.д.      г) отбор картинок для Сони и Зои.

  1. Деление слов на слоги.
  2. Знакомство с правописанием сомнительных согласных в конце слова:

               Квас – квасок                                    таз – тазы, тазик

               Нос – носы, носик                            ус – усы, усатый

               Воз – возы, возить                           насос – насосы

               Обоз – обозы                                    глаз – глаза, глазок

  1. Физкультминутка.
  2. Выделение из рассказа слов на [С], [З], заучивание текста.

Зима

Наступила зима. На земле много снега. Все аллеи сада усыпаны снегом. Зоя, Соня, Саня и Лиза взяли санки и понеслись в сад. Зоя и Саня возили на санках Соню и Лизу.За детьми бегала собака. Зовут собаку Тузик. Потом дети слепили снеговика. 

  1. Родственные слова:

а) припоминание родственных слов к слову зима:

зимний, зимующие, зимовать, зимовье, зимовка, озимые, озимь, зимородок;

б) подбор родственных слов к слову заяц:

у зайца дети – зайчата, зайчонок

                    их маму зовут – зайчиха

                    вся их семья зовётся – заячья

                    назовите зайца ласково – зайчик, зайка, заинька

                    волки любят лакомиться – зайчатиной

                    трусишкой называют – зайчишку.

  1. Закрепление употребления предлогов за, из-за:

а) добавление предлогов в предложения:

Зайка сидит (за) кустом

                 Зайка выглядывает (из-за) куста.

                 Зоя стоит (за) сосной.

                 Дети сидят (за) столиком.

                 Дети встают (из-за) столика.

                 Зоя посадит незабудки (за) беседкой.

                 Соня вынимает бант (из-за) спины.
Лиза сидит на скамейке (за) домом.

                 Козлёнок пасётся на поляне (за) лесом.

б) составление предложений с парами слов и предлогами за, из-за:

                     зайка – лист капусты                    Соня – беседка

                     лиса – куст                                      Зоя – сосна

                     самолёт – лес                                  Лиза – осина

                     самокат – беседка                          Зина – ясень

  1. Итог занятия:

– произнесение и сопоставление звуков;

– припоминание слов, картинок на [С], [З].