Тема: «Звук и буква З»

Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука[ З].

  1. Знакомство с понятием звонкий согласный.
  2. Звуко-слоговой анализ слов зубы, тазы, Лиза, ваза; схемы слов.
  3. Употребление предлогов за, из-за.
  4. Знакомство с буквой З.
  5. Воспитывать внимание, усидчивость.

Оборудование: предметные картинки (зонт, тазы, коза, завод, замок, звёзды, язык, знамя, знамёна, звонок, гнездо, зайка, ваза, мимоза, незабудки, фазан), несколько картинок на звук [С], наборы для составления схем, тетради, карандаши, разрезные азбуки.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.
  2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
  3. Знакомство с темой – игры «Четвёртый лишний», «Запомни, повтори»:

Гвоздика, гладиолус, незабудка, пион    –   незабудка

Медведь, волк, коза, ёж                              –   коза

Кролик, корова, зайка, кошка                     –   зайка

Зонт, плащ, костюм, платье                      –   зонт

  1. Произнесение, характеристика звука [З]: согласный, твёрдый, свистящий, звонкий.

Знакомство с буквой З: рассматривание, отыскивание, контур, печатание.

  1. Воспроизведение слоговых рядов:

За-зо-зу-зы            зна-зно-зну-зны            азн-озн-узн-ызн и т.д.

  1. Выделение звука [З] на слух и в произношении:

а) из ряда слогов: за, са, жа, ас, зо, жо, со, су, жу, зу, ыс, зна…;

б) из ряда слов: жук, суп, сук, зуб, везу, вяжу, весы, здоровье, лоза, зал, усы, ложка, узы, ужи, зоопарк, ужин, забота, этажерка…;

в) отбор картинок на [З] .

  1. Деление слов на слоги.
  2. Физкультминутка.
  3. Звуко-слоговой анализ, составление схем слов, замена кружков изученными буквами:

а) Лиза – коллективно;

б) зубы, козы, тазы, ваза, Зина – самостоятельно.

  1. Предлоги за, из-за:

а) выполнение инструкций с предлогами за, из-за;

б) составление предложения по демонстрации действия;

в) составление предложений из данных в начальной форме слов с предлогами за, из-за:

                      зайка, куст, залезть, за –

                      зайка, куст, вылезать, из-за –

                      Зоя, сосна, за, стоять –

                      Зоя, сосна, выходить, из-за –

                   столик, дети, сидеть, за –

                      дети, столик, из-за, вставать –

                      незабудки, за, Лиза, дом, посадить –

                      Зоя, за, незабудки, беседка, посадить –

                      Зоя, коза, хлев, загонять, за –

                      Зайка, лист, капуста, сидеть, за –

                      Зайка, выглядывать, лист, капуста, из-за –

                      Лиза, из-за, бант, спина, зелёный, вынимать –

                      Пастись, лес, поляна, козлёнок, на, за –

г) выделение предлогов в предложении;

д) составление предложений с предлогами за, из-за по индивидуальным

картинкам.

  1. Игры на развитие внимания и памяти: «Отгадай картинку», «Что изменилось?» (6 картинок на З).
  2. Итог занятия:

– произнесение, характеристика звука;

– припоминание картинок на З.